Наталья Филимонова
Толкинизм и магия

О толкинизме уже много говорили, и, тем не менее ,никто так и не сказал, что же он под толкинизмом понимает. Поэтому сразу оговорюсь, что говоря о толкинизме, я буду давать свое определение и говорить в основном о московской толкинистской тусовке, называемой Эгладор, которая есть, с одной стороны, конкретное место и время, с другой - вполне конкретное явление.

Московский толкинизм очень эклектичен, включает в себя поклонников фэнтези, разнообразные толкинистские (и не очень толкинистские) творческие клубы, участников ролевых игр, клубов исторического фехтования и т.д. Все они сейчас именуются толкинистами. Поэтому я дам свое определение: толкинизм, с моей точки зрения, - это социо - культурное явление, объединяющее поклонников фэнтези, связанных общим или сходным мировоззрением, предполагающим наличие Вторичного мира, основанного на модели толкиновского Средиземья ("Сильмариллион", "Властелин колец", "Хоббит") и стремящихся воссоздать элементы Вторичного мира в реальности (та же самая ролевая игра).

Толкинизм явление социо-культурное: как и систему хиппи, его можно назвать лиминальным сообществом, то есть сообществом, расположенным между социальными позициями. Оно появляется в кризисный для общества период (конец 80-х-начало 90-х), и возможно поэтому ценностная система толкинизма противоречит не только коммунистической идеологии, но и тем ценностям, которые складываются сейчас в российском обществе.

Как любое лиминальное сообщество (система хиппи, панки...), толкинизм противостоит государству.

Можно сказать, что толкинизм продолжает поиск ценностей, которые можно назвать общечеловеческими: это, прежде всего, поиск духовности, понимания, что духовное первично перед материальным, поиск любви (действительно любви, а не того, что сейчас проповедуют), гармонии с природой, добра и милосердия (добра и милосердия не в христианском понимании, но тем не менее...).

Какое же место в этой системе занимает магия, и вообще возможно ли появление интереса к магии в подобном сообществе? Практика показывает, что вполне возможно и может быть закономерно. Естественно, не все толкинисты интересуются магией (ибо интересы у них разные), но интерес к магии объясняется в том числе некоторыми особенностями толкинистского мировоззрения.

Первая и главная из этих особенностей - вера в реальное существование Вторичного мира (термин взят из эссе Толкина "О волшебных сказках"). Вторичный мир, по Толкину, - мир, который мы можем вообразить, изменяя законы мира реального: мы говорим: " зеленое солнце" и вполне можем представить себе мир, в котором действительно светит зеленое солнце.

Магия и волшебство - значимые элементы любого Вторичного мира. Попробуйте убрать магию из "Властелина колец" - мир рассыплется, если из "Сильмариллиона" - мир просто не возникнет. Попробуйте убрать магию из любой книги фэнтези - и книга хотя бы изменится. Скорее всего, мир книги просто исчезнет.

С другой стороны, вера в реальность Вторичного мира это уже есть вера в реальность сверхъестественного.

Еще один важный элемент мировоззрения толкинистов, сходный с мифологическим мышлением, - вера в одушевленность мира, восприятие мира как сообщества живых существ. Эти существа - не боги и даже не духи. Они могут быть не антропоморфны, не всегда разумны по-человечески и не воспринимаются как высшие.

Подобное восприятие мира - антитеза рациональному мышлению, мышлению технократическому, принятому в современном социуме, от которого любое лиминальное сообщество отталкивается.

Одушевление мира, с одной стороны, облегчает восприятие толкинистами некоторых магических практик, а с другой - восходит еще к романтической традиции. К романтикам же восходит еще один элемент мировоззрения толкинистов - абсолютизация творческой личности и развитие прежде всего творческих способностей. Это также связано с интересом к магии, поскольку для многих способность к магии есть лишь одна из способностей творческой личности, требующей развития.

Магия, для меня, - это использование сверхъестественных сил или сущностей, не являющихся божествами, посредством приемов или ритуалов для достижения конкретных целей. Толкинизм - явление молодое, поэтому рано говорить о сложившихся толкинистских магических практиках. Скорее можно говорить о своеобразном "винегрете", составные части которого зависят от мировоззрения конкретного толкиниста и от его представления о возможном и невозможном, о морально допустимом и недопустимом, от его интеллектуального уровня и опыта.

Наиболее часто используются в толкинизме такие магические практики как биоэнергетика, подразумевающая манипулирование достаточно абстрактными внутренними или внешними энергиями, ритуальная магия, спиритуалистические практики (тарелочка, маятник, бумажный круг с буквами и т.д).

Ритуал - это правила действия, каждый элемент которого значим для участника ритуала. И значим не только сам по себе, но и как составная часть энергетического взаимодействия. Среди ритуальной магии можно выделить две большие группы: опирающиеся на одну какую-либо традицию (как уикка(?) и друидизм ) и достаточно самостоятельные(как учение Кроули).

Особняком стоят книги Карлоса Кастанеды, хотя в толкинизме из кастанедийских практик используется разве что "искусство сновидения".

Для достижения каких - то вполне конкретных целей толкиниста(в основном для общения с сущностями из параллельных, потусторонних миров (из той же самой Вторичной реальности)) достаточно широко используются в последнее время спиритические практики.

Существуют и такие неоформившиеся в магические практики явления, как вера в магические свойства камней, металлов,растений и т.д. и разнообразные манипуляции с такими знаковыми системами как карты Таро или руны, в основном использующихся для получения какой-либо информации.

Толкинизм и магия - явления вполне совместимые(как показывает в том числе и практика),и эта связь вполне закономерна, ибо если убрать из магических миров волшебство и магию - мы получим в лучшем случае нашу с вами реальность, а если проигнорировать реальность...наверно, мы на самом деле получим сообщество..., а вернее, отдельных читающих фэнтези, каждый из которых сидит в своем собственном углу и чем-то там занимается...

Вопросы:

К.Кинн: Описание магических практик - это все очень хорошо..., но я хотела бы понять, какое отношение это имеет к Профессору Толкину и толкинизму : вытекакет ли одно из другого, сочетается ли одно с другим. Почему именно толкинизм был взят для обсуждения магических практик? Вопрос первый: какое отношение тема вашего доклада имеет к толкинизму? Каким образом магия связана с толкинизмом? Вопрос второй: Является ли сказанное вами присущим только толкинизму, или прослеживаются некоторые общие тенденции?

Н.Филимонова: Это явления сочетающиеся, но есть толкинисты, не занимающиеся магией. Таких много... Естественно, что повальное увлечение оккультизмом среди молодежи - это общая тенденция. Сейчас на лотках достаточно оккультных, магических, околорелигиозных книг, - выбирайте любую... Если остальная молодежь увлечена разнообразными оккультными и магическими практиками, то толкинисты здесь не являются исключением.

Ко второму вопросу... Существуют толкинисты, и их достаточно много, которые не практикуют занятия магией. С другой стороны, значительное количество толкинистов магией занимается. Я пыталась рассмотреть предпосылки возникновения интереса к оккультным практикам, и то, каким образом...

К.Кинн: Так каким образом?

Н.Филимонова: Если вы внимательно слушали доклад, то, на мой взгляд, все это определено мировоззрением, причем не толкиновским, а возникшим уже в толкинисткой среде. Магия была и у самого Толкина: никто не будет утверждать, что Гендальф магом не был... (шум в аудитории)

К.Кинн: Слово, которым у Толкина обозначен Гендальф (wizard) не имеет значения "маг"...

Н.Филимонова: Это уже область языковедения. Мы же сейчас рассматриваем проблему с социальной, с социологической точки зрения. В толкинизме, в сложившихся элементах мировоззрения существуют определенные предпосылки для возникновения интереса к магии. Одна из этих предпосылок заключена в вере в реальное существование вторичных миров, т. е. в вере в сверхъестественное. Магия тоже апеллирует к сверхъестественному. Впрочем, для некоторых магов сверхъестественное является вполне естественным.

К.Кинн: Вы сказали "реальность вторичного мира". Что значит "реальность" в данном контексте? Дайте определение.

Н.Филимонова: Сам Толкин говорил, что не ставил вопрос о реальности или не реальности вторичного мира. Все же существует вера в то, что где-то эти миры существуют...

К.Кинн: Это не определение. Где существует пятая симфония Бетховена в момент ее исполнения? Она тоже реальна.

Н.Филимонова: Она существует в головах тех, кто ее воспринимает.

К.Кинн: Это тоже вторичный мир.

Н.Филимонова: Разные толкинисты вкладывают в это понятие разный смысл; для каждого он свой. Вопрос в том, на сколько один конкретный человек уверен, что реальность, предположим Амбера или какая- то другая, существует. При этом, он не занят выяснением физической возможности существования такой реальности.

К.Кинн: Я хотела бы сделать небольшую поправку. Вы очень часто употребляли фактор общности, т. е. говорили обо всех толкинистах в целом. Но так не бывает. Выделите одну, конкретную группу и не обобщайте всех толкинистов.

Н.Филимонова: Я уже сделала это в своем докладе.

К. Кинн: Да, но у них...

Н.Филимонова: Мне казалось, что все внимательно слушали и поняли.

Из зала: Вы ближе к концу дали определение магии, а ближе к началу сказали, что без магии были бы невозможны события "Сильмариллиона". Но если следовать определению магии, которое Вы, слава Богу, дали, то в "Сильмариллионе" практически магии нет.

Н.Филимонова: Итак, к вопросу о "Властелине колец" и магии. Сам Толкин различает волшебство и магию. Магия является органичной частью мира: уберите из "Властелина колец" и "Сильмариллиона" магию, и мира не будет... В "Сильмариллионе" это волшебство.

Из зала: Так речь идет о волшебстве и магии, или только о магии?

Н.Филимонова: Я делаю оговорку насчет волшебства. В "Сильмариллионе" это, безусловно, волшебство... Толкин определяет магию иначе.(?)

Из зала: По Толкину магия является инструментом....

Д.Виноходов: А существует ли магия вообще? (смех и бурные апплодисменты зала, заглушающие все).

Некто - Магистр оккультных наук: Я считаю, что вопрос оккультизма в толкинисткой среде достоин отдельного семинара. Как единственный дипломированный оккультист среди собравшихся здесь толкинистов, я...

Н.Филимонова: Не единственный, но тем не менее...

Магистр: Возьмусь ответить на любые ваши вопросы по окончании. Могу сделать доклад...

К.Ярцева: Может быть сейчас?..

Д.Виноходов: В чем, по вашему мнению, состоит противостояние толкинизма и государства? (шум в зале)

Н.Филимонова: Это не я сказала, я сказала по-другому, ну ладно...

Толкинизм, как любое лиминальное сообщество, находится между социальных позиций. Такое сообщество, по определению, не воспринимается государством: их коммуникативные каналы практически не пересекаются. Сложившаяся внутри толкинизма система ценностей, таким образом, использует свои собственные, не разработанные социумом символы. Именно по этому толкинизм противостоит социуму.

***