Ксения Ярцева

Феномен неорелигиозности : "Обретение Себя" в толкинизме.

Представления толкинистов о мире и событиях, в нем происходящих, различны, но идентификация Себя с некой конкретной Личностью из мира, созданного (или описанного) Толкином, является отличительной особенностью мироощущения толкиниста. Интересно рассмотреть значение и значимость подобной самоидентификации.

С одной стороны, она представляет собой некий акт вхождения в культуру толкинизма, как существующего здесь и сейчас движения : Имя, как некое свидетельство самоидентификации, отделяет человека от современной культуры, создает своеобразный вакуум в пространстве, который наполняется категориями мира Толкина, происходит создание (или воспоминание об изначальном состоянии и активизация) Alter-Ego, Второго, нового "Я".

С другой стороны, происходит погружение в реальность Средиземья. Таким образом личность может существовать в мире XX-го века и в Средиземье одновременно (в докладе г. Барковой речь шла как раз об этом) или иметь возможность, активизируя Alter-Ego, периодически погружаться во "Вторичный" мир. Любопытно, что в культуре толкинизма существует некий "обряд" Наделения Именем и Защита Имени, своеобразная инициация, присущая религиозным традициям с древних времен и сохранившаяся даже в современном христианстве в форме катехизации новообращенных.

Обретение Имени знаменует процесс вхождения в культуру и является путем к самопознанию через раскрытие в себе нового иного Я. Последнее существует параллельно, замещает или дополняет личность толкиниста: госпожа Баркова в своем докладе указала на особенность толкинисткой культуры - "жить одновременно в двух мирах" и на крайнюю степень "погруженности восприятия в Средиземье, когда человек действительно считает себя эльфом…", раскрыв т.о понятия "параллельного существования" Личности и ее Alter Ego и "замещения" одного другим (для многих в культуре толкинизма - возвращение к истинному изначальному состоянию, что характерно для мифологического сознания, в котором, как верно заметил коллега (Д.Громов), существует некоторый изначальный мир, к исходному состоянию целостности которого человек возвращается (путем ритуала) бессчетное количество раз.

Но что значит "обретение Себя" в толкинизме?

В неорелигиозных движениях теряет свои ведущие позиции главный момент традиционных религий - Встреча со Священным. Напротив, широкое распространение получает мотив Обретения Себя, заключающийся не в Соединении с Абсолютом (личным или безличным), но в восстановлении некоей исходной Полноты собственной личности. Это Обретение Себя, представленное в сайентологии(точнее, дианетике) способом восстановления психологического состояния , а в неоязычестве - Возвращением к истокам ,присутствует и в толкинизме. Здесь важен элемент создания (воспоминания?) Alter Ego, второго Я, через которое и возможно восстановление Полноты.

При этом Alter Ego выражает не только бессознательные стремления к совершенству и воплощение Идеала, но связано также с образом Зеркала - Отражения - известной мифологемой,представленной в различных религиозных традициях. Тема Отражения важна для манихеев и гностиков и связана с идеей Тайного Знания. Для библейской же антропологии характерна тема Человека как зеркала Бога. Более того раннему христианству не чужд образ Бога как зеркала человека ("Оды Соломона"). Современному сознанию отчасти свойственно замещение Бога собственной личностью. Вероятно поэтому столь популярными стали восточные представления : "Я - это всё. Вселенная, Бог…" с акцентом на то, что "всё во мне", а не "я во всём".

Таким образом, свойственное религиозному сознанию представление "Бог - зеркало человека", представление экстраверта, замещается свойственной современной культуре обращенностью в глубины Себя. И компенсируется созданием Себя вне Себя, Alter Ego, Я вне собственного Я. Вероятно, можно сказать даже, что Alter Ego восполняет свойственную религиозному сознанию стремление к соединению с Абсолютом.

* * * * * * *