Предыдущая страница #5 Страница #1 Страница #2 Страница #3 Страница #4 Страница #5 Текущая страница #6 Страница #7 Страница #8 Следующая страница #7
  1 2 3 4 5 6 7 8  

Аратанве Эондил

Геральдика Средиземья

Геральдика возникла в незапамятные стародавние времена. Первые гербы изобрели эльфы, что вовсе и не удивительно, поскольку они были первым народом, бывшим на Арде, и им постоянно приходилось что-то изобретать и, как оказывалось, почти всегда впервые. Поэтому другим народам, "пришедшим следом", ничего не оставалось делать, как открывать открытое, а потом в лучшем случае постоянно напоминать всем, что это заимствовано у эльфов и они тут вовсе не при чем, а в худшем - выдавать за исконно свое изобретение. Неприятность тут состоит в том, что все свои открытия и изобретения эльфы делали очень давно, когда не было еще даже хоббитов, которые смогли бы оставить ценные свидетельства в книгах в красных кожаных переплетах. Тем не менее, кое-какие сведения удивительным образом сохранились и, судя по всему, здесь все-таки не обошлось без хоббитов. Важнейшие материалы по интересующей нас теме содержатся в книге "Рисунки Толкина" и, кроме того, отрывочные сведения и упоминания можно найти в "Квэнта Сильмариллион", ВК и других книгах. Насколько нам известно, фундаментального труда по геральдике Средиземья не существует и по сей день. Перечень геральдических эмблем можно найти в "Полном путеводителе по Средиземью" R.Foster`а, и особого упоминания заслуживает статья Kristin Thorrud "Гербы и эмблемы Средиземья" (I).
Доподлинно нам не известно, когда точно эльфы стали использовать гербы и как они выглядели. Первое о них упоминание мы находим в "Квэнта Сильмариллион", и относится оно ко времени заката "золотого века" эльфов: "Гнев и гордость проснулись в нолдорах, он (Мелькор) завел с ними речь об оружии: и нолдоры начали ковать мечи, топоры и копья. Делали они и щиты, изображая на них гербы многих семей и родов, что соперничали друг с другом". Таким образом, сообщение древнего источника обращает внимание на гербы, но не просто так, а в связи с их изображением на оружии. Однако современные исследователи геральдики полагают, что начало такого применения гербов не означает их возникновения. По их мнению, истоки гербов следует искать в еще более раннем времени, когда возникло стремление "найти для себя знак отличия от других подобных существ", и поэтому первыми предшественниками гербов называют родовые и семейные знаки собственности. Понятие отдельного племени, рода было осознано эльфами во время Великого Похода. Тогда, влекомые призывом Валар идти в Валинор, некогда единый народ эльфов размежевался на несколько отдельных народов. Произошло это по причине утери духовного единства первозданного эльфийского народа, сдерживающее его в едином целом. Даже если эльфам и не было свойственно естественное для людей стремление к частной собственности и вытекающее отсюда желание особыми знаками помечать принадлежащую ему эту самую собственность, то в эпоху великого переселения эльфов могла возникнуть необходимость каким-либо образом различать представителей разных племен. Когда одни племена шли быстрее, другие медленнее, постоянные остановки приводили к тому, что многие теряли своих; все это вносило страшную сумятицу и путаницу. Здесь и могли появиться первые геральдические знаки или их прообразы.
Кроме того, следует обратить внимание на следующее. Образование отдельного народа становится возможным и неизбежным лишь тогда, когда он определяется относительно своей мифологии, считает Ф. Шеллинг. Интересно, что предшественников гербов многие исследователи усматривают в доисторических наскальных рисунках. Многие из них изображали тотемы - животных, которым то или иное племя поклонялось и считало своим прародителем. У каждого племени был свой тотем и, таким образом, оно получало свой знак, отличающий данное племя от соседних.
Один известный отечественный исследователь геральдики указывает на существование скрытого значения, вкладываемого в изображение самых простых явлений на гербах. Поэтому расшифровка древних эмблем возможна только при осознании особенностей символизированного мышления ушедших народов. Изучение геральдики оказывается в этом смысле аналогичным в подходах к изучению мифологии, адекватное понимание которой, как нам представляется, возможно только с позиций мифологического сознания.
Что же изображалось на первых гербах? "Чем народ юнее, чем живее в нем воображение, тем более привязан он к отвлеченным символам, и нет ничего неестественного, что знаками этими искони отличались отдельные лица, колена, города, царства и народы..., - пишет известный геральдист А. Б. Лакиер. - Эмблемы в этом случае брались по большей части из видимого мира...". Если бы геральдические знаки должны были бы являться отличительными символами, то они, скорее всего, появлялись бы произвольно, без всякой системы. Тогда геральдика представляла бы собой искусственный символический язык, мало кому понятный и витиеватый, как личная подпись.
Средневековая европейская геральдика сформировалась как таковая только тогда, когда возникла необходимость в простом и ясном способе обозначать с головы до ног закованных в доспехи рыцарей. Древний символический язык ожил, и на нем заговорили. Под влиянием жизни он изменялся, приобретал новые качества и терял старые, которые оказывались ненужными и неприменимыми. В результате и возникла та система принципов и правил, которая лежит в основе классической европейской геральдики. Поскольку основной задачей герба являлось способствование узнаванию воина на достаточном расстоянии, то это вызвало необходимость использовать яркие цвета и простые, хорошо различимые изображения. Наиболее подходящей поверхностью для этого являлся щит, поэтому вначале гербы изображали только на щитах, а потом уже на одежде, знаменах и лошадиных попонах. Такие знаки отличий на шлемах и щитах известны с современных античных времен смертных. Такие знаки были личными и использовались только в бою. Со временем, такая основная функция герба переместилась на второй план, и он начал обозначать положение носителя в обществе, стал признаком дворянского происхождения. Это привело к постепенному закреплению знака за представителями всего семейства его носителя и оформлению наследственной его передачи, зачастую сопровождаемое некоторым изменением и усложнением изображенного.
Из известных, самыми древними можно назвать изображенные на рисунке гербы
Элве и Финве, являющиеся одними из самых загадочных древних гербов. На гербе Элве изображена крылатая луна, а на гербе Финве - крылатое солнце. Читатель, посмотрев на их изображения, согласится, что они очень похожи по стилю (что служит доказательством их появления в один и тот же исторический период), да и изображение луны и солнца не является чем-то исключительным для геральдики. Но эти гербы покажутся очень странными, если вспомнить, что Финве погиб в Валиноре в Первую Эпоху, когда солнца не было в помине. Возможно, что этот герб был составлен гораздо позднее, после смерти Финве. Подтверждая эту точку зрения, Kristin Thorrud [I] замечает, что средневековые геральдисты иногда приписывали гербы давно умершим историческим личностям - так, был составлен герб даже для Адама.

(продолжение следует)


ЛИТЕРАТУРА

I. Arms and emblems of Middle-Earth/ Kristin Thorrud// Angertas: Journal of Arthedain - The Tolkien Society of Norway. - P.16-19,34-39.

Герб Элве

Герб Финве

Герб Феанора

Герб Финголфина

Копии гербов по рисункам Дж.Р.Р.Толкина выполнила Моргул

Предыдущая страница #5 Страница #1 Страница #2 Страница #3 Страница #4 Страница #5 Текущая страница #6 Страница #7 Страница #8 Следующая страница #7
  1 2 3 4 5 6 7 8

 

© Дизайн: Моргул, Алекс Поляков
Copyright © 1997, Толкиновское Общество Санкт-Петербурга

If you have any problem browsing this web site, please contact webmaster